Подсечно-огневое земледелие: плюсы и минусы
Содержание:
- А существовала ли подсека реально?[править]
- Примечания и ссылки
- Преимущества (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Подсечное земледелие
- Негативные последствия подсечно-огневого земледелия
- Суть подсечно-огневого земледелия
- Эволюция
- Основная технология[править]
- Цифры в мире
- Социальная организация
- Применение[править | править код]
А существовала ли подсека реально?[править]
В Сети гуляет статья с прикидками, сделанными лесорубом. Ссылка будет внизу, а пока — сжатая суть.
Сколько нужно человеку земли для выживания? По дореволюционным нормам — 4 десятины, т. е. — 4,5 гектара. Наплюём, берём только 4, люди у нас малоедящие, да и считать будет легче. Хотя конечно, 4 гектара — это нижак дальше некуда, ведь человек нуждается не только в хлебе, но и в белке, в мясе, а это пастбища, т. е. допплощадь для расчистки. Ладно, наши люди мяса не едят, сплошь веганы. Берём землю по минимуму — 4 га на 1 едока.
На 4 гектарах земли растёт от 300 до 600 деревьев, если с подросом и кустарником — куда более. Берём по середняку для удобства счёта — 500. Перемножаем — 2000 деревьев. Т. е. наш пахарь должен срубить две тысячи деревьев. Рубка деревьев и сейчас-то, при стальных топорах-пилах, тяжёлая работа, а если топоры каменные? Мрак! Ладно, срубили мы 2000 стволов — всё? Ни фига! Теперь надо — БУ-ГА-ГА! — выкорчевать ДВЕ ТЫСЯЧИ ПНЕЙ!!! Кто-то корчевал когда-нибудь один-разъединственный пень? Выше было, что рубка — тяжёлая работа. Так вот корчёвка — это рубка в кубе! Ладно, срубили мы два косаря стволов, надрываясь, выкорчевали столько же пней… всё? Можно пахать? Фиг! Теперь надо — повыдёргивать из земли все круглые корни. На 4 га этих корней в сумме будет ок. 20 км. Можно не вытаскивать, но тогда остаётся только безплужная пахота с её очевидно какой урожайностью: где-нибудь в тропиках ещё туда-сюда, а у нас в средней полосе будет кисло.
- всё это СЖИГАЮТ!
И всё это — только для одного едока. Если у пахаря есть жена, цифры смело удваиваем. Если есть дети…
И всё это — без отрыва от плановых с/х работ на уже существующем участке земли! А крестьянский труд никто не назовёт лёгким и весёлым.
И всё это — затем, чтобы считанные годы поматросить землю и уродоваться на следущих 4 га земля по соседству?
Короче — бред какой-то!..
За деталями — вот вам ссылка:
- а про то что в Африке до сих пор имеются племена практикующие подобное земледелие фоменковцы не слышали?
1) Полная очистка участка леса от растительности очень сложное и трудозатратное дело, значит, этим если и занимались, то только вводя в сельхозоборот заброшенные пашни.
2) В тропиках так очищают не лес, а саванну. А если и лес, то только потому, что европейцы привезли стальные топоры и спички.
3) У древних майя была высокоразвитая агрокультура, так что никакое подсечно-огнёвое земледелие их не сгубило.
Примечания и ссылки
- ↑ and Mazoyer, Marcel, Roudart, Laurence , История мирового сельского хозяйства: от неолита до современного кризиса , Éditions du Seuil,2002 г. , стр. Глава III Подсечно-огневые системы возделывания лесных массивов
- Определение HC CONKLIN в сельском хозяйстве Хануно имеет интегрированную систему сменного земледелия с отсрочкой на один год на Филиппинах (in) , Рим: FAO, 209 p. (Доклад ФАО по развитию лесного хозяйства п о 12), 1957
- Mazoyer, Марсель Рудар, Лоуренс , История мирового сельского хозяйства: от неолита до современного кризиса , Éditions du Seuil,2002 г. , стр.106
- ↑ и Мазойе, Марсель, Рудар, Лоуренс , История мирового сельского хозяйства: от неолита до современного кризиса , Éditions du Seuil,2002 г. , глава III
- ↑ и Мазойе, Марсель, Рудар, Лоуренс , История мирового сельского хозяйства: от неолита до современного кризиса , Éditions du Seuil,2002 г. , стр.118-125
- ↑ и Беллвуд, Питер С. , Предыстория Индо-Малайзийского архипелага , ANU E Press,2007 г.
- ↑ и Мануэль Арройо-Калин , « Slash-burn-and-churn: ландшафтная история и выращивание сельскохозяйственных культур в доколумбовой Амазонии », Quaternary International , vol. 249,2012 г., стр. 4–18
- (in) Giardina PC, Sanford RL Dockersmith IC Jaramillo VJ (2000) Эффекты подсечного сжигания — это питательные вещества экосистемы на этапе подготовки земли при сменной культивации. Растительная почва 220: 247–260
- (in) Goldammer JG (1993) Историческая биогеография Вре: тропическая и субтропическая. В: Crutzen PJ, Goldammer JG (eds) Пожары в окружающей среде: экологическое атмосферное и климатическое значение растительности Wres . Wiley, Нью-Йорк, стр. 297–314
- Fearnside PM, Lima PM, Graça A, Rodrigues FJA (2001) Сжигание тропических лесов Амазонки: эффективность сжигания и образование древесного угля в лесу, расчищенном для пастбищ для крупного рогатого скота, недалеко от Манауса, Бразилия . Для Ecol Manage 146: 115–128
- Камиль Рейнирс, « Агролесоводство и вырубка лесов в Демократической Республике Конго: чудо или экологический мираж?» », Развивающиеся миры , т. 3, п о 187, 113-132, с. 113-132
Преимущества (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Прокаливание почвы обеспечивало её стерилизацию, уничтожение возбудителей различных болезней. Зола насыщала землю фосфором, калием и кальцием, которые впоследствии легко усваивались растениями. Такая система земледелия предусматривала минимальную обработку почвы в первый год. Между тем, урожайность поначалу была высокой (по тем временам) – от сам-30 до сам-100. Наконец, этот способ хозяйствования не требовал использования каких-либо сложных (специфических) орудий труда. В большинстве случаев обходились топором, мотыгой и бороной. По сообщению одного арабского путешественника, наилучшим образом у славян росло просо. Кроме того, на подсеке выращивали рожь, ячмень, пшеницу, лён, огородные культуры.
Подсечное земледелие
На основании многочисленных данных, относящихся к более позднему времени, следует полагать, что земледелие северных славянских племен до IX— X вв. имело преимущественно форму подсечного, иначе огневого, земледелия, представляющего собой одну из разновидностей развитого мотыжного земледелия. В некоторых наиболее глухих и окраинных местах крепостнической России — у удмуртов, коми, в Карелии, в Белорусском Полесье — подсечное земледелие вместе с некоторыми другими чертами культуры, восходящими к глубочайшей древности, просуществовало вплоть до начала XIX в. Благодаря этому обстоятельству эта древняя форма земледелия нам хорошо известна.
Подсечное земледелие — это земледелие лесных областей, лесное земледелие. Чтобы подготовить участок для посева, сначала нужно было вырубить лес,— дать ему высохнуть на месте, а затем сжечь его. Отсюда — подсечное земледелие нередко называли огневым, или паловым. Интересно отметить, что сжигание срубленного леса не являлось средством расчистки будущего поля, как это может показаться с первого взгляда. Подсечное земледелие по своим техническим особенностям резко отличалось от всех других видов земледелия. Огонь являлся здесь своеобразным средством обработки земли, так как после сожжения огромной массы древесного материала, когда прогорал и превращался в рыхлую золу и верхний слой почвы, можно было землю не обрабатывать, а производить посев прямо в золу. Орудиями подсечного земледелия являлись прежде всего железный топор и железная мотыга, служившая для выкорчевывания корней и разрыхления земли в тех местах, где она не вполне прогорела. Такие мотыги в начале прошлого столетия были известны у коми, удмуртов, в Карелии и в Белорусском Полесье. Такие же мотыги имелись и у северных восточнославянских племен в дофеодальное время, о чем уже упоминалось выше.
Орудие для «заделывания» посева при подсечном земледелии, деревянная борона известна лишь нам по этнографическим данным, так как древние деревянные орудия не могли, понятно, сохраниться до наших дней. На севере почти повсеместно это орудие представляло собой ствол ели с отрубленными до половины длины сучьями—«суковатку». Наряду с суковаткой употреблялись примитивные грабли. Анализ этнографических данных показывает, что в древности бороной-суковаткой работали без помощи рабочего скота — вручную.
Приготовленный в лесу участок (новина) служил всего лишь год или два, максимум три года. В первый год эксплуатации новина, давала сравнительно высокий урожай, так как огонь уничтожал на месте посева всю сорную растительность, а зола обогащала почву. По-видимому, особенно обильные урожаи давало на новинах просо, поэтому оно и являлось одним из самых распространенных культурных растений в дофеодальный период. Об этом ярко свидетельствуют общеизвестные материалы русского фольклора. В сочинениях арабского писателя X столетия Йбн-Русте имеется одно место, как будто бы говорящее о подсечном земледелии: «Земля славян есть равнина лесистая, в лесах они и живут. Славяне не имеют ни виноградников, ни пашен…». И далее: «хлеб, наиболее ими возделываемый — просо». Наличие посевов проса, при отсутствии обычных пашен, указывает, видимо, на подсечное хозяйство. Но уже па второй год урожай падал, зола выщелачивалась, пережженная почва «спекалась», не пропускала воздуха и не впитывала воду. Нужно было подготовлять новый участок на другом месте. Старый же участок мог вновь поступать в эксплуатацию не раньше, чем на нем вырастал лес, т. е. не менее чем через 40—60 лет. Вследствие этого при подсечном земледелии требовалось огромное количество земли, вернее, леса. В этих условиях селиться большими поселениями, как на юге, было невозможно. Поэтому-то обитатели лесных пространств, как уже сказано выше, селились в одном месте лишь по нескольку десятков человек.
Подсечное земледелие требовало затраты огромного количества труда. Такие громоздкие операции, как рубка леса, выкорчевывание кустарников и пней, сушка всего этого материала и, наконец, сжигание его, неизбежно требовали кооперации сил. И на основании многочисленных этнографических данных устанавливается, что подсечное земледелие всегда выступало как коллективное, общинное производство. В тех местах, где до начала XIX в. сохранялось подсечное земледелие, одновременно с ним продолжали существовать большие патриархальные семьи, состоящие из представителей двух-трех поколений. Таким образом, подсечное земледелие следует рассматривать, как отрасль производства, тесно связанную с первобытно-общинным строем.
Негативные последствия подсечно-огневого земледелия
Культуры, посаженные в золу, давали хорошие урожаи, но их выращивание быстро истощает почву, подготовленную путем сжигания растительности. При первых признаках истощения наши предки перемещались на новые участки, где снова поджигали сухие деревья и траву, а в это же время оставленные участки снова покрывались зарослями. В результате крестьянин должен был искать третий участок земли для выполнения таких же манипуляций.
Все это не способствовало привязке людей к своим постоянным огородам, искусных земледельцев из них тоже не получалось. Они меняли место жительство в зависимости от того, где найдут чен.
Еще один негативный момент заключается в том, что поджоги причиняют экосистеме планеты немалый вред. При неумелом использовании можно спровоцировать масштабное бедствие. Кроме того, система чена с точки зрения культурного земледелия никуда не годится. Специалисты в области сельского хозяйства сегодня говорят о том, что этот метод будет существовать на протяжении еще многих десятков лет.
Суть подсечно-огневого земледелия
Метод основан на выжигании растительности и посадке на этом месте овощных и злаковых культур. В старину на Руси этот способ называли переложным, от слова «перелог», указывающего на участок земли, который на протяжении длительного времени не обрабатывался с целью восстановления урожайности. Посадку растений производили поверх золы, которая выступала в качестве натурального удобрения.
Как занимались подсечно-огневым земледелием наши предки? Начиная с середины весны и до июня включительно, они расчищали земельные участки, сжигая дикие заросли. Ветром пламя распространялось на большие расстояния, зола, которая образовывалась из листвы и стеблей растений, оседала, а на земле оставались обуглившиеся бревна деревьев и пней. Из бревен крестьяне сооружали ограждения, так называемые чены, а пни продолжали разрушаться на своих местах. Иногда деревья рубили и, спустя год, сжигали. Посевы производили прямо в золу.
Вспахивать и удобрять землю после выжигания растительности не нужно – достаточно поцарапать ее чем-нибудь острым, например, заточенной палкой. Но в некоторых случаях имеет смысл неглубокое вскапывание с целью обогащения почвы кислородом. После столь примитивной подготовки люди планировали посевы и производили высадку культурных растений.
Эволюция
В равновесной системе для года N имеется три обрабатываемых участка:
- один очищен в год N и засеян
- два других очищены от N-1 и N-2, урожайность которых ниже
Остальная часть экосистемы находится под паром или в лесу. Для поддержания этой системы при 50-летнем севообороте требуется около 150 гектаров залежи и леса на 3 гектара возделываемых земель . Другими словами, мы позволяем лесу восстанавливаться в течение 50 лет, а затем снова сжигаем его, чтобы эксплуатировать в течение 3 лет. В этих условиях урожайность теоретически может составлять 10 центнеров зерновых с вырубленного гектара (20 ц / га, если считать фактически засеянную площадь, то есть очищенную площадь за вычетом площади, занятой пнями). Такая система может прокормить 10 человек на квадратный километр обрабатываемого леса. Если срок севооборота не превышает 25 лет, урожайность падает до 14 центнеров с гектара фактически засеянного, но увеличение обрабатываемой площади дает возможность прокормить 20 человек с квадратного километра леса. Если срок эксплуатации залежи не превышает 10 лет, урожайность составляет всего 8 центнеров с гектара фактически засеянного, но можно прокормить 35 человек с квадратного километра.
Когда численность населения превышает ту плотность, которую может поддерживать система, часть населения деревни эмигрирует и формирует новую аграрную систему на территории еще не освоенных лесов. Сегодня, на первых порах, деревни редко превышают тысячу жителей и обычно имеют 30 км² пригодных для выращивания лесов, что соответствует плотности населения 30 человек / км². Темпы роста населения, проживающего в этих селах, составляют порядка 3%. В результате численность населения удвоится через 20–30 лет. Чтобы поддерживать плотность населения, совместимую с подсечно-огневой системой, каждые 20-30 лет часть населения села будет основывать новую деревню, обычно расположенную в 5-6 км. Если часть территории не обрабатывается (каменистые участки, болота), то расстояние между селами больше.
Когда деревни, практикующие подсечку и сжигание, оказываются слишком далеко от девственных лесов, чтобы избавиться от своих демографических излишков, или когда передовой фронт достигает границ леса (побережье, пустыня, горы …), должны быть приняты различные решения, чтобы справиться с ростом населения. Изначально сокращается продолжительность лесных пустошей и участки используются все чаще и чаще. Но ниже порогового значения продолжительности залежи, которое варьируется в зависимости от условий окружающей среды, восстановление плодородия больше не гарантируется. Если население будет расти, эти системы могут войти в порочный круг :
- Ежегодно расчищаемая площадь увеличивается.
- уменьшение доли пустошей и лесов
- быстрее вернуться на обработанный ранее участок
- снижение урожайности из-за недостаточного восстановления плодородия, что усугубляет эрозию почвы и усыхание климата
- увеличение посевных площадей для компенсации падения урожайности и т. д.
В долгосрочной перспективе, в случае слишком большого давления, сжигание может привести к исчезновению леса ( вырубке лесов ), снижению плодородия почвы, увеличению эрозии и высыханию климата. Вот какая часть средиземноморского леса исчезла в период неолита , уступив место деградировавшим образованиям ( кустарникам и маквисам ). Это также относится к большей части тропических лесов в сухой сезон , которые уступили место саваннам .
Основная технология[править]
Итак, у вас есть участок леса — а нужна пашня. Что вам оставалось делать в старину? Алгоритм действий в этом случае таков:
- Лес вырубается. Если нет инструментов для полноценной рубки или времени возиться — деревья «подсекали». Это означает глубоко надрезать кору, чтобы в дереве прекратилось движение соков;
- Поваленные или подсеченные стволы оставляли на год, чтобы древесина успела высохнуть;
- Высохшие деревья сжигали, оставшиеся пни выкорчёвывали;
- По освободившемуся участку, покрытому золой, вели посев. В золе много калия — ценного для растений элемента.
И да, креативному писателю на заметку — придумать как сжечь участок леса до золы (обычно получается вполне годный на пиломатериалы «горельник»), не спалив при этом вообще весь лес и себя заодно. Подсказка — IRL те же африканцы просто раскидывают по полю мелкие ветки и сжигают их. По неким загадочным причинам идея не морочиться с ветками и спалить весь лес сразу им в голову не приходит.
Получившийся участок использовался несколько лет (точнее, где-то от года до семи лет), затем пашня либо переводилась под сенокос или выпас, либо вообще забрасывалась. На заброшенном поле через 50-60 лет . После этого цикл мог повторяться. Такой тип земледелия даёт очень высокую урожайность, однако продуктивность при этом низкая. Больше того, время от времени приходилось перемещать селение на новое место.
Цифры в мире
В начале XXI — го века, по данным источников, она до сих пор практикуется 300 до 500 миллионов человек, в основном во влажных тропиках, около 1/3 от мира (1 500 миллионов гектаров пахотных земель, что делает эту аграрную систему в самый распространенный способ эксплуатации в тропической зоне ).
В октябре 2015 года лесные пожары в Индонезии, направленные на получение новых сельскохозяйственных земель для посадки масличных пальм, в провинциях Суматра и Калимантан достигли таких масштабов, что Сингапур, Малайзия и даже туристические пляжи из Таиланда задыхаются от ядовитого облака, ограничивающего видимость до несколько метров; По оценкам WWF, в огне находится 1,7 миллиона гектаров земли и лесов . Торфяники, осушенные по тем же причинам, что и при расширении посевных площадей, представляют собой еще один риск: там возникают пожары, которые по-прежнему трудно контролировать, а их сжигание вызывает значительные выбросы парниковых газов, образующихся из-за большого количества углерода, накопленного торфяниками. Правительство Индонезии впервые приняло международную помощь в борьбе с этими пожарами.
Социальная организация
С точки зрения социальной организации земли, подлежащие вырубке и выжиганию, зависят от права пользования, которое может быть предоставлено любой семье в деревне или даже семьям иммигрантов, если доступная площадь велика. Право на использование земли предоставляется директивным органом села и заканчивается последней обработкой земли. Паровые земли принадлежат поселку в общем.
С другой стороны, на землях в садах, садах или преобразованных в плантации для экспорта (каучук, какао, кофе и т. Д.) Право пользования имеет тенденцию становиться постоянным и аналогично частной собственности. Когда доступность лесных площадей ограничена, когда продолжительность залежей резко сокращается, эксплуатация участка одной и той же семьей имеет тенденцию становиться непрерывной, а право пользования снова становится постоянным. В этой конфигурации уступка землепользования другой семье предоставляется в обмен на компенсацию, аналогичную арендной плате, когда концессия является временной, или продаже, когда уступка является окончательной.
Чтобы быть жизнеспособными, подсечно-огневые системы также требуют, чтобы сельскохозяйственному рабочему не приходилось кормить более 3-4 человек. Чтобы поддерживать баланс между количеством рабочих и количеством людей, которых нужно накормить, более эффективно объединяться в большие семьи, состоящие из нескольких домохозяйств. Специальные правила, касающиеся обмена людьми (браки, усыновления), позволяют регулировать этот баланс. Механизмы взаимопомощи между семейными группами также существуют в периоды тяжелых сельскохозяйственных работ (таких как расчистка земель) и для создания резервных запасов.
В этих системах социальная дифференциация (присутствие групп ремесленников, воинов, торговцев, лидеров и религиозных деятелей) не очень заметна, и все люди участвуют в сельскохозяйственных работах.
Применение[править | править код]
Подсечно-огневое земледелие было распространено в зоне широколиственных лесов как Европы, так и Азии с эпохи неолита; в горных и северных таёжных лесах умеренного пояса оно сохранялось у некоторых славянских и германских народов до середины XIX века. В Южной Европе оно изжило себя уже в начале XIX века, однако в таких районах, как Арденнские горы или на острове Корсика, просуществовало до середины XIX века. Сохранялось оно до середины XIX века и в широкой зоне лесов Северной Америки не только у коренного населения Америки, но и у части европейских переселенцев.
Разновидности подсечно-огневого земледелия с тропическими культурами и теперь широко распространены в Центральной Африке (система «читамене» у народов банту), Юго-Восточной Азии («ладанг берпиндах» — у малайцев и др.), Океании (у папуасов Новой Гвинеи и др.), у индейцев Южной и Центральной Америки («мильпа») и т. п.
Например, в Африке мужчины обрубают с деревьев ножами ветви, а женщины укладывают их (вместе с сухой травой и кустарником) толстым слоем на поле. После сжигания перед началом дождей делают посадки, окружив участок массивной изгородью. Преобладают смешанные посевы зерновых (просо), бобовых и корнеплодов. Просо на второй год сменяет арахис, на третий год преобладают бобовые. В горных тропических лесах у папуасов Новой Гвинеи рубка леса и очистка участка производилась каменными топорами и деревянными ручными веслообразными орудиями. Посевы ограждаются изгородями от диких свиней. Посевы культурных растений, как правило, смешанные.